Тигран
Кеосаян сломает 12 000 стульев!
В Московском дворце молодежи в полном разгаре работа над новым российским
мюзиклом "12 стульев" по знаменитому роману Ильфа и Петрова.
Продюсеры - Дмитрий Богачев и Александр Цекало. Постановщик - известный
молодой кинорежиссер Тигран Кеосаян. Из репетиционного зала слышен
его громовой голос: "Садитесь, не знаете текст. Давай, выходи
следующий..."
Александр Цекало курит в коридоре.
- Когда вам пришла мысль поставить "12 стульев"? - спросил я экс-"академика".
- Я всегда ощущал себя немножко Бендером. А три года назад появилось желание непременно увидеть Ильфа и Петрова на сцене. Мечта осуществилась только в этом году. Сейчас уже написана музыка - композитором Игорем Зубковым, автором известных шлягеров.
В спектакле будет звучать музыка 20-90-х годов - танго, поп-музыка, рок-н-ролл, брейк... Автор либретто - поэт Александр Вулых. Сложность возникла с выборами актеров. Из пришедших на кастинг 2000 человек пока отобрали 40. И Остапы Бендеры, и Кисы Воробьяниновы, и "знойные женщины" Грицацуевы пока активно репетируют. Но если что-то не сложится, их места займут другие - профессиональные актеры или любители.
Тиграна Кеосаяна обрадовало, что 50 процентов актеров, успешно прошедших кастинг, - люди "с улицы". Они никогда не работали в мюзиклах, прошли все три тура за счет своих актерских способностей и огромного желания попасть в труппу.
Объявили перекур, но актеры не спешили покинуть помещение. Тигран выговаривал тем, кто не справлялся с ролью:
- Понимаю, что репетируем недавно и не все знают текст. Но "кто раньше встал, того и тапки". Кто раньше въедет в поставленные задачи, тот и забирает роль. Если человек восприимчивый, он обязательно поймет, что хочет режиссер. Два месяца репетиций еще не являются индульгенцией...
После шестичасовой репетиции мы встретились с Кеосаяном в его кабинете.
- Тигран, а снять свой фильм по Ильфу и Петрову не хочется?
- Нет, я не люблю дублировать удачные произведения.
- Кто близок по духу из увиденных вами Останов Бендеров - Сергей Юрский, Арчил Гомиашвили, Андрей Миронов, Сергей Крылов?
- Сергей Юрский.
- Ощущаете его давление, когда репетируете с другими актерами?
- Нет, кино и мюзикл - это два совершенно разных жанра.
Наш мюзикл будет очень отличаться и от романа, и от киношных трактовок, хотя Бендер Андрея Миронова легок, музыкален, и вообще более легкого актера, чем Андрей Александрович, не существует. Мюзикл наш я ставлю как трагифарс. Конфликт будет в том, что все образы трактуются в мажоре, а Остапа Бендера - в миноре.
- Знаю, что вы изменили либретто и убрали целый ряд образов. Кого сократили?
- Легче сказать, кого не сократили. Фабула будет такая, как у писателей-классиков. Но главные герои станут выглядеть ярче.
- Замечательные старинные стулья в романе, сыграв свою роль, умирают. У вас актеры тоже ломают мебель?
- Конечно, но у нас есть спонсор. Он будет поставлять эти стулья, сделанные под антиквариат, на каждый спектакль. И всякий раз вместо испорченного и разбитого стула мы получим новый.
- Премьера намечена, я знаю, на ноябрь. Сколько времени, по-вашему, проживет мюзикл "12 стульев"?
- Это решит зритель. Спектакль может идти хоть несколько лет, но 1000 представлений - это норма для кассового спектакля.
- 12 000 разбитых стульев! А спонсор не разорится?
- Это не наша проблема.
- Вы сами не хотели бы сыграть Остапа?
- Хотел бы, но не нахожу в себе достаточно наглости со своими вокальными способностями выйти на сцену и испугать зрительный зал. Я еще не потерял чувство реальности в отношении себя.
- Но Андрей Миронов тоже когда-то говорил, что никогда не запоет. А запел, когда это потребовалось Гайдаю.
- Миронов был великий актер. А если запоют все режиссеры, даже дипломированные, многие попсовые певцы останутся без работы. Да и Цекало мне петь не позволит. У нас с ним полное единодушие.
Анатолий Мелихов
"Родная
газета", 8 июля 2003 г.