Сам себе Тигран Кеосаян

Плакат с таким скромным лозунгом висит у известного режиссера Тиграна Кеосаяна в кабинете. На нем фото хозяина -- одного из самых крутых знатоков российского шоу-бизнеса. Да и как не стать знатоком после десяти лет клипмейкерства? Более сотни клипов на песни отечественных (и не только!) звезд -- шутка ли дело?

Однако, продолжим... На противоположной стене -- портрет красивого мужчины. Это - отец Тиграна, Эдмонд Кеосаян -- автор знаменитых "Неуловимых мстителей" и "Короны Российской империи". Там же - кинематографические хлопушки с названиями фильмов, снятых самим Тиграном, -- "Катька и Шиз", "Бедная Саша", "Президент и его внучка", "Ландыш серебристый", "Мужская работа", "Мужская работа -- 2"...

Но это далеко не все достижения Кеосаяна... Он является продюсером мюзикла "Двенадцать стульев", снимается в кино и вместе со старшим братом Давидом руководит телевизионной студией 2В...

Кстати, до сих пор жива легенда, что "Неуловимые мстители" были сняты Эдмоном Кеосаяном как подарок Давиду...

Оба брата связали свою жизнь с кинематографом, что, впрочем, вполне объяснимо. Папа -- режиссер, мама -- актриса... В их квартире на улице Мосфильмовской собиралась весьма примечательная компания -- Владимир Высоцкий, Юлиан Семенов, Андрей Тарковский, Борис Сичкин, Армен Джигарханян... "Этот мир меня завораживал", -- признавался позднее Тигран.

Надо отдать ему должное: невзирая на свое "кинематографическое" детство, он не искал в профессию легких путей... Работал и ассистентом по актерам, и помощником режиссера, мотался в сложные экспедиции по Сибири... Свой первый "полный метр" -- остросюжетный фильм "Катька и Шиз" -- снял в двадцать шесть, и уже тогда стало понятно: полку талантливых режиссеров России прибыло...

Впрочем, к моменту женитьбы Тигран еще не был звездой, а вот имя его будущей супруги -- Алены Хмельницкой -- уже гремело вовсю... К двадцати двум годам девушка успела сыграть в хитовом фильме "Сердца трех" и успешно работала в знаменитом "Ленкоме"...

Тигран пригласил Алену сыграть в рекламном ролике, а вскоре Хмельницкая вышла за него замуж... "Все произошло так быстро, -- рассказывала Алена в одном из интервью. - Ни тебе романтических прогулок, ни волнительных свиданий. Даже обидно. Может, уговорить Тиграна хотя бы сейчас немного повстречаться?"

Однако брак Тиграна и Алены оказался весьма стабильным - звездные супруги живут вместе уже более десяти лет, воспитывают дочь Александру и обживают пару лет назад отстроенный загородный дом. При этом они не скрывают, что двум творческим личностям находить общий язык не всегда просто... Тигран - бывает резким и нетерпимым, да и южный темперамент дает о себе знать... Алена - эмоциональная, впечатлительная натура... Спасает одно - они беспрерывно заняты на съемках. "Рецепт семейного счастья от союза режиссера и актрисы - как можно больше работы", -- сказала однажды Алена.

C Тиграном Кеосаяном мы встретились в его офисе на "Мосфильме"...

- Тигран, у вас очень необычное имя... Вы когда-нибудь интересовались, что оно означает?
- У меня были вопросы какие-то -- что это значит?... Но (затягивается сигаретой) -- это ничего не значит!

- Видимо, вас много раз спрашивали об отце, но я все же не удержусь от этого вопроса...
- А может, избежим?

- Совсем немного... Что-то вы переняли у него, как режиссер?
- Конечно. Я надеюсь - профессионализм, понимание того, что хочу делать в данный момент, и общее видение... Словом то, что отличает режиссера от остальных людей.

- Вы режиссер-диктатор?
- По-разному. Я могу прислушиваться к мнениям людей, которым верю. Но не бывает такого, чтобы я на съемочную площадку приходил, не зная того, что хочу. Существует некое обсуждение, некий диалог с артистами на площадке, это как бы совместное творчество на основе того, что я сам придумал и сочинил.

- А как работается с теми актерами, которые и сами пробуют себя в режиссуре?
- Юра Стоянов -- лет тринадцать режиссер передачи "Городок". (Играет одну из главных ролей в "Ландыше серебристом". -- Прим. авт.) Ну и что? Это абсолютно разные вещи.

- То есть вы не считаете, что актеры должны ходить по струнке и четко выполнять указания режиссера?
- Это все короче можно сказать -- артисты должны верить режиссеру и работать с ним или... не работать.

- Ваше кино не бывает мрачным, тягостным... Это принципиально?
- Я снимаю доброе кино, не скучное, что и отличает хорошее кино от плохого. Нет понятий -- элитарное, массовое... Это все придумали критики, чтобы оправдывать те зарплаты, которые они получают в толстых или не толстых, глянцевых или не глянцевых журналах. Существует кино скучное и не скучное. Понимаете? А если вас что-то ломает, вы видите пошлость на экране -- просто выключите телевизор. Может фильм Бергмана быть не скучным и фильм Гайдая. Значит оба этих фильма замечательные и великие. Я считаю, что надо делать не скучное кино. А какое оно -- покажет время. Моего папу и Гайдая уничтожали за "Неуловимых мстителей" и "Операцию "Ы" и приключения Шурика". Проходит тридцать, тридцать пять лет... Где критики, которые их хаяли? А поколений восемь уже сменилось, и все смотрят их картины. Вот и цена критической мысли.

- А вы как-то чувствуете в процессе съемок, что картина будет хитом, что звезды правильно складываются?
- Нет, конечно. Я снимаю отдельно взятый эпизод, сцену... Самая большая трагедия, когда люди задумывают снять великое, большое кино. Все, до свидания... Великого кино не будет. Плохое, скорее всего, получится. Надо просто честно делать работу. Если Бог дал, что ты режиссер, родители дали образование и еще и продюсеры дали денег -- значит, соответствуй этому.

- Как вы придумываете идею фильма? Вас осеняет?
- С осенениями все тяжелее и тяжелее... Это все вранье -- осенило! В нашей профессии, где все подчинено производству, руководствуешься не "синькой", как я упрощенно назову ваш образ "осенило сверху", а производственными планами. И хотите вы или нет, кино является результатом внутреннего мира, (с нажимом!) постоянного внутреннего мира режиссера. Тебя может осенить кадр какой-то снять - рассвет или закат красивый... Но это не является краеугольным в картине. Фильм - это история, протяженностью в час сорок. Иногда два часа. Поэтому одним эпизодом или сценкой замечательной не решается вопрос.

- То есть, главное -- придумать историю?
- Придумывают сценаристы. Главное -- умение историю рассказать. А умение рассказывать у нас очень хромает. Тут и вкусовые вещи, и чувство меры, и уровень профессионализма, в конце концов. Самое сложное -- так рассказать, чтобы зрителю не было скучно на протяжении достаточного времени. Искушенному зрителю... Это уже не зритель шестидесятых, который знал только наше кино. Это люди, которые смотрят разные фильмы. И молодцы! Потому что наряду с плохими фильмами существуют произведения типа "Английского пациента" и "Авиатора".

- А вы, когда снимаете, пытаетесь быть в курсе модных новинок -- читаете что-то, смотрите?
- Музыку слушаю, а читал я всегда, и это мне помогло стать образованным человеком...

Татьяна ТКАЧЕНКО, http://www.natali.ua/materials/show.html?p=3&id=1128
Hosted by uCoz