Делай меня точно, мама!

Рецензия на "Вход в пустоту" катастрофически запаздывает (на этот раз по причинам исключительно субъективного характера, извините), поэтому, наверное, имеет смысл ограничиться заметкой в блоге. Но в этом и свои плюсы есть: что для рецензии плохо, то для блоговской заметки очень и очень хорошо.

Сюжетная канва там, с одной стороны, проще некуда, а с другой - тысячу подземных переходов имеет, переправляя одни смыслы в совсем иные. Формально (да и содержательно отчасти) "Вход в пустоту" о том, как душа убитого молодого человека летает над неоновым Токио, и следит за судьбой своей сестры, параллельно вспоминая разные интересности из детства и отрочества. Незамысловатая постановка вопроса. Вся прелесть тут в том, к а к это сделано.

Если Ноэ-режиссер сделал крайне мастеровитую и, безусловно, талантливую работу, то Ноэ-оператор совершил маленькую революцию, ибо, находясь в трезвом уме и светлой памяти, понять, как это было снято категорически невозможно. Невозможно в принципе. Но главное, естественно, в другом. Гаспар создает и ретранслирует с экрана атмосферу душевного удушья, тупика, никчемности, той самой пустоты. Это давит, иногда сильно, но режиссер ближе к финалу (что, в некотором смысле, даже удивительно) приходит к каким-то очень теплым, нежным, правильным и гуманистическим выводам. Философия Ноэ тут совсем не в том, что "всё плохо", а в том, что признание собственной греховности (хотя буквально её тут никто не признает) по-настоящему очищает.

По сути, все коды и отмычки проговариваются одним из героев на 20 минуте фильма. Код этот - "Тибетская книга мертвых". Известно, что Ноэ - атеист. После этого так и подмывает сказать, что вся эта поп-эзотерика для него не более чем постмодернистская игра. Но есть один нюанс. Вся конструкция, построенная на фундаменте некоторых идей "Тибетской книги мертвых", в фильме работает, и работает очень хорошо. Думается, Ноэ удалось залезть в такие дали, о которых он сам и не помышлял. Это, собственно, и есть одна из граней таланта: проговаривать неочевидное даже для самого себя.

Да, и последнее. "Вход в пустоту" действительно хочется пересмотреть. Причем понятно это становится сразу по окончанию сеанса. Кто-то будет искать новые, не увиденные и не понятые в первый раз, смыслы, а кто-то - просто наслаждаться картинкой и фантастическими операторскими пируэтами. Ничего иного от настоящего peace of art и не требуется.

Hosted by uCoz