Вспомнить всё

Посмотрел «Историю французского кино от Жана-Люка Годара». После грандиозного проекта «Histoire(s) du cinéma» была опасность, что француз просто схалтурит, и сделает то же самое, но под другим названием. Не схалтурил, не забыв, правда, и про излюбленные приемы.

Всё начинается с того, что в кафе встречаются Годар и Мишель Пикколи (в 1995 году возглавлявший комитет по празднованию столетия кино во Франции). Очень быстро дружеский разговор оборачивается обличительной речью Жана-Люка в адрес не столько Пикколи, сколько любых юбилеев, связанных с кинематографом. В качестве ядовитых стрел Годар избрал два незамысловатых, но действенных тезиса: празднуя, мы искупаем вину за почти полное равнодушие; юбилей связан не с рождением кино как такового, а с первым коммерческим показом. Всё заканчивается тем, что ЖЛГ провозглашает: никто ничего не помнит! И предлагает проверить это Пикколи. Тот соглашается.

Его селят в отеле. Он как бы невзначай начинает разговоры с персоналом, задавая им вопросы из разряда: «А знаете ли вы…?», «А помните ли вы…?». Выясняется, что Годар был абсолютно прав. Апофеозом действа становятся слова уборщицы: «Я не знаю Альбера Прежана (французский актер), зато я знаю Арнольда Шварценеггера». Заканчивается всё тем, что оскорбленный Пикколи отказывается оставить памятную запись в книге отзывов отеля.

Всё это идеально укладывается в достаточно пессимистичный взгляд ЖЛГ на положение дел в современном кино. Искусство загнали в клетку и превратили его в балаган. Кинематограф не учит, не призывает к размышлениям, не развивает (интеллектуально, духовно, эстетически), а служит пустым развлечением на полтора часа и т.д. Ну, это святая правда в общем-то. Думать намного сложнее и труднее, чем не думать.

Hosted by uCoz