Русь, куда несешься ты?

На Lenta.Ru появилась пресс-конференция с режиссёрами "Чёрной молнии", Александром Войтинским и Дмитрием Киселевым. Так как оба дебютанты, а проект ассоциируется прежде всего с именем Бекмамбетова, было интересно почитать. В конце концов, на площадке именно они командовали (Киселев отвечал за постановку экшн-сцен, Войтинский за всё остальное). Почти все вопросы так или иначе крутятся вокруг темы: "Нужен ли России супергерой, и где его искать?". Режиссёры утверждают, что супергерой нужен, или для начала хотя бы просто герой. Помню, перед пресс-показом Войтинский всем присутствующим это сказал прямым текстом, мол, делали фильм с прицелом на то, что сегодняшние школьники и студенты будут пример с Димы Майкова брать: честный, мужественный, благородный.

Такая постановка вопроса, честно говоря, вызывает некоторый диссонанс. В самом этом (прекрасном, что скрывать) порыве есть неочевидное, но серьёзное противоречие. Люди берут голливудскую модель и пытаются через неё ретранслировать то, для ретрансляции чего она (модель) не предназначена.

Что такое голливудский комикс? Это просто разухабистая история про "что такое хорошо и что такое плохо". У штатов культурный слой, если разбираться, миллиметровый. Богатейшая мифология индейцев была заточена в резервациях вместе с её носителями, поэтому пришлось изобретать комиксы, которые стали аналогом сказок. Для них всё это максимально органично выглядит. Листал мальчик комиксы с 5 лет, потом сходил на экранизацию. Это же почти как у нас было с гениальными киносказками Александра Роу. И нет никаких проблем, когда режиссёры ставят перед собой задачу сделать отечественный кинокомикс. Проблема возникает тогда, когда начинаются разговоры о высоком в рамках "низкого" жанра. Сама постановка вопроса - герой нашего времени - в России имеет бесконечное количество коннотаций. Взять и сказать: сняли тут на Новый Год комикс - получите нового Героя! - это сильно, это смело.

При этом, что важно, у Войтинского и Киселева получился добротный новогодний кинопродукт. На уровне "задумка - реализация" они со своей задачей справились. Ну к этому так и надо, видимо, относиться. Хотели талантливо развлечь народ, развлекли. Всё, всем спасибо. А то, дай авторам ещё пару недель для разгона, дойдет до того, что в "Чёрной молнии" сформулирована Русская Идея и есть ответы на все животрепещущие для народа вопросы.

Комикс - это прежде всего эстетика, а не идеология, что блистательно продемонстрировал Рейми во второй части "Человека-Паука" (почему ему это не удалось в первом и третьем выходе - тема отдельного разговора). Да и у самого Бекмамбетова в "Особо опасен" ловко всё вышло. Зачем по своей воле лезть на чуждую природе комикса территорию с этими бесконечными "разговорами о ..." не совсем понятно.

P.S. "Темного Рыцаря" и "Хранителей" оставляю за скобками. Строго говоря, это не комиксы. А серьёзные, глубокие кинематографические высказывания, под комикс мимикрирующие.

Hosted by uCoz