Russisch Geist

Продолжаю смотреть проект британского телевидения о национальных кинематографиях. На этот раз под руку попалась "История русского кино от Сергея Сельянова". У британцев за всё отвечал Фрирз, у японцев Осима, у французов Годар, у американцев Скорсезе, у нас - Сельянов. Дело тут не в том, кто лучше, кто хуже, а в том, что первые четверо - плоть от плоти режиссёры, Сельянов же (при всей небезынтересности "Дня ангела" и "Духова дня") прежде всего продюсер. Отчего так вышло - не ясно. Но как случилось, так и случилось.

Фильм называется "Русская идея", и представляет собой 50-минутный видеоряд из советской киноклассики 20-40-х гг. (Эйзенштейн, Вертов, Пудовкин, Довженко, Барнет и др.) в закадровом сопровождении Алексея Васильевича Петренко, читающего выдержки из "Русской идеи" Н.А. Бердяева. В итоге имеем любопытное кино-эссе о становлении самосознания советского человека посредством разрушения "буржуазного" имперского мировоззрения. Не понятно только одно: как это всё соотносится с проектом "История русского кино", поскольку даже о положении дел в 20-40-х гг. картина создаёт самое поверхностное представление (поскольку автор перед собой, очевидно, такой задачи и не ставил). Сельянов сделал фильм о чём угодно (хотя ответ на поверхности, фильм о Русской идеи, которую все ищут, но никак не найдут), но только не о том, о чём его видимо просили. Если просили.

Если исходить из того простого допущения, что данный проект преследует просветительские цели, то с легкостью можно представить ужас иностранных киноманов, решивших узнать о русском-советском кино более подробно. Цитаты из Н.А. Бердяева это прекрасно (хотя всегда лучше взять книгу и прочитать, бердяевский слог остроумен, утончен и снайперски точен), но что из себя представлял советский кинематограф из данной картины совершенно непонятно.

Hosted by uCoz