Вырви глаз

Узрел "Слепоту" Фернандо Мейреллиша. С ней занятная история вышла (если не считать таковой тот факт, что в штатах фильм с оглушительным треском провалился): премьера состоялась в Каннах, там, как писали, никто ничего не понял и бедный Фернандо за монтажным столом дневал и ночевал ещё пару месяцев. Потом выпустили, и оказалось, что, даже пойдя на уступки зрительским ожиданиям, картина ничего не приобрела, а возможно ещё больше потеряла.

Две копейки о сюжете: на некий город обрушивается таинственная слепота. Без видимых причин совершенно здоровые люди слепнут. Напасть носит характер эпидемии. Несчастных свозят в специальные лагеря, огороженные колючей проволокой с охраной. Джулианна Мур играет единственную женщину, которая не ослепла, но мужественно последовала в лагерь за любимым (Руффало). Ну а дальше - рай для бихевиористов: появляются группировки. Одна под руководством Берналя забирает всю еду себе и говорит, что будет выдавать её остальным в обмен на драгоценности, а чуть позже, когда драгоценности кончатся, за женщин.

Фильм поставлен по роману Нобелевского лауреата Жозе Сарамаго. Во время просмотра нутром чувствуешь, как это всё на бумаге выглядело, и, надо полагать, выглядело совсем неплохо. А в картине - совсем другое дело. Пожалуй, главный изъян "Слепоты" - отсутствие внятной системы координат. Весь фильм Мейреллиш лавирует между чистой метафорикой и реализмом, между заявкой на философичность и почти детскими неувязками. В итоге недостача имеет место быть во всех направлениях.

Идея Фатума сведена здесь до 2-минутного разговора о слепом Боге, решившим ослепить всех остальных. Мотивация главной героини, мягко выражаясь, вызывает несколько закономерных вопросов. Явно переснятая концовка являет собой пример компромисса, от которого проигрывают все. Хоть как-то положение спасает визуальный ряд, продуманный до последнего солнечного блика. Но для режиссёра "Города Бога" и "Преданного садовника" это вряд ли может быть каким бы то ни было утешением или оправданием.

Самое удивительное в этом то, что картина всё-таки доберётся до отечественного проката. 14 января 2010 года. Перефразируя известную присказку, так и хочется сказать: лучше никогда, чем поздно.

Hosted by uCoz