Дайте жалобную книгу

В рамках провозглашенной ревизии богатого наследия Фредерика Уайзмена посмотрел «Welfare» (1975). Все 167 минут посвящены нью-йоркскому социальному центру, отвечающему за выплату гражданам денег, если того требует ситуация. А ситуаций таких, ясно дело, множество. То индеец скандал устроит, мол, коль держите нас в резервациях, то хоть копейкой помогите; то похожая на наркоманов парочка будет втолковывать работнику центра о необходимости денег на какую-то поездку и лекарства. Визитёров Уайзмен покажет уйму, и у всех своя история, своя биография.

Режиссёрская сверхидея лежит на поверхности: общество потребления, когда каждый сам за себя, быстро и незаметно трансформировалось в общество отчуждения, где никому до другого (или, как бы написали экзистенциалисты, до Другого) нет дела. Уайзмен любит неторопливую фиксацию действительности, но, право слово, 167 минут – некий перебор. Впрочем, подобный упрёк смехотворен. Именно в этом – медитативном вглядывании в действительность – и состоит режиссёрский подход. Никакой принципиальной разницы между 167 или 267 минутами тут уже нет. Напротив, объективно уставая во время просмотра (там же интрига нулевая, зацепиться не за что, одни диалоги), начинаешь следить за собственной рефлексией относительно того, что происходит на экране. Не уверен, что это входило в планы режиссёра, но процесс прелюбопытнейший.

Но, вообще, Фредерик Уайзмен – режиссёр порционный. Смотреть его работы потому что «надо» совершенно бессмысленно. Надо тут только тогда, когда действительно хочется. С перерывами, возможно продолжительными. В обратном случае, это уже маленькая пытка. Но, признаться, пытка приятная.

P.S. Жаль, советская пропаганда до картин Уайзмена не добралась. Он же просто кумиром мог стать. Ещё бы, так клеймить пережитки буржуазного общества.

Hosted by uCoz