Свои

Вчера стало окончательно ясно, что: а) пятой части «Чужого» быть; б) дело возглавит лично маэстро Скотт. Вообще, это тот редкий случай, когда присутствующий в задумке символизм (а в данном случае он очевиден: автор первой канонической части снимает эпилог всей саги) перекрывает всё остальное. То есть, совершенно не важно какой там будет сюжет, бюджет и кастинг-лист (хотя все мы, конечно, ждём, как минимум, камео Сигурни) и т.д. Важно, что Ридли снимает «Чужого». В строгом смысле слова, после такого объявления фильм можно не снимать. Ну, мы же всё понимаем. Скотт уже не тот, рассчитана картина будет не на интеллектуалов в грязных джинсах и свитерах (именно они пришли в восторг от первой части), а на среднестатистического подростка, которому и спин-офф «Чужие против Хищника» по душе пришёлся и т.д. и т.п. Тут как-то нет повода для особого оптимизма. А если брать тетралогию в целом: поговорить есть о чём.

«Чужие», если разобраться, уникальный проект. Каждый фильм – новый режиссёр. И не просто режиссёр, а Мастер: Скотт, Кэмерон, Финчер, Жене. Каждая часть – это своя эстетика, индивидуальный авторский почерк (у Финчера он тогда только появлялся, проклёвывался в межкадровом пространстве), своя мифология, которая с легкостью вписывалась в общую мифологию и историю саги. И в то же самое время: все четыре части – это триумф постмодернизма, пресловутой цитатности, режиссёры друг с другом не просто перемигивались, а прямо-таки разговаривали, спорили.

Тетралогия стала отражением изменений, которые произошли с самим жанром научной фантастики. Если Кэмерон снял классический сиквел, добавив от себя фирменного драйва и экшена, то Финчер и Жене уже переосмысляли законы жанра, выворачивали их наизнанку, причудливо трансформировали.

А возвращаясь к символизму. Скотт в режиссёрском кресле: очень красиво. Но в идеале: лучше бы этот фильм не был снят вовсе. Пороха в пороховницах у Ридли с каждым годом всё меньше и меньше. Оригинальных идей кажется не осталось вовсе. Голый профессионализм, который, как известно, не пропьёшь и в карты не проиграешь. Однако для воскрешения легендарной франшизы одного профессионализма не достаточно, мало. Тут вдохновение, чёртики в глазах нужны. Скотт же, похоже, работает уже на автомате. А что случается с камбэками классики жанра, когда на уме не дерзкие идеи, а будущие кассовые сборы, мы уже знаем. Спасибо, не надо.

Hosted by uCoz