Садовник, выращивающий орхидеи

Прочитал монографию Кэролайн Бейнбридж "The Cinema of Lars Von Trier: Authenticity and Artifice", что вышла в серии Director's Cut в 2007-м (о ещё одной книге из этой серии я уже как-то писал). Главное достоинство исследования Бейнбридж - фундаментальность подхода. Она разбирает вполне очевидные вещи (их трудно не заметить, если внимательно смотреть Ларса), но делает это с такой тщательностью и вдохновенным рвением, что добавить к написанному категорически нечего.

В первой главе Бейнбридж проводит дознания об эволюции стилевых особенностей триеровского почерка, параллельно подмечая влияния, которые испытал и творчески переработал датчанин. Прежде всего это немецкий экспрессионизм, film noir, Хичкок, Орсон Уэллс, Бергман, Тарковский и Дрейер. Если говорить не только о кино: Вагнер, Ницше, Стриндберг, Эдвард Мюнх, Брехт, Кафка, де Сад и... Дэвид Боуи образца середины 70-х.

А далее - четыре главы. Первая про "европейскую" трилогию, вторая про работу на телевидение (сериал "Королевство"), третья про Догму-95 и трилогию "Золотое сердце", четвертая о "Догвиле" с "Мандерлеем" да "Пяти припятствиях" с "Самым главным боссом". Для 2007-го - полное собрание сочинений.

Помимо чисто эстетической и культурологической составляющих Бейнбридж много внимания уделяет технической стороне дела, то есть на что именно Триер снимал и почему, собственно говоря, делал так, а не иначе. Ещё одна красная нить всей книги - феминизм и политические взгляды режиссёра. Про феминизм Триера после "Антихриста", конечно, очень забавно читать. Но, во-первых, кто тогда мог знать, а, во-вторых, Бейнбридж там несколько раз важные оговорки делает - мол, для Ларса вся эта женская тема просто удачное прикрытие, а, в сущности, плевать он хотел, как на мужчин, так и на женщин.

В качестве бонуса - все манифесты, написанные Ларсом. В определенном смысле, эту книгу стоило издавать только ради этого. Это чистое незамутненное удовольствие. Ирония, ирония и ещё раз ирония. То есть, там конечно местами серьёзные и принципиальные вещи для режиссёра проговориваются, но когда всё это читаешь, кажется, что он просто ухахатываясь эти тексты рождал.

Словом, значительная большая книга у Бейнбридж получилась. После её прочтения окончательно убеждаешься в том, что "Антихристом" Триер от всего предыдущего не отказался и не опроверг сам себя, а, напротив, лишь расширил границы собственной и без того огромной кино-вселенной.

Если у кого-то возникнет желание полистать, заказать можно здесь.

Hosted by uCoz