Царствие Небесное

31 Московский международный кинофестиваль завершился и, наверное, имеет смысл сказать несколько слов, подводящих итог всему случившемуся за эти девять дождливо-солнечных дней.

Коллега Молчанов уже огласил победителей на главной странице, поэтому не буду повторяться. Что мы видим? Мы наблюдаем очередной триумф отечественного кино. Правда. Ведь по-другому и не скажешь. Все три российских картины, участвовавших в конкурсе, получили призы. Другой вопрос, насколько подобный расклад отражает реальное положение дел. Конечно, можно вспомнить знаменитое самоуправство Дэвида Кроненберга в 99-м году, когда он, будучи председателем Жюри Каннского кинофестиваля, вручил главные призы никому тогда не известным французам: Брюно Дюмону и братьям Дарденн. Как показало время, он не ошибься. Сегодня Дюмон и Дарденны входят в элиту мирового кинематографа. А что у нас? Нет, понятно, что подобное сопоставление прихрамывает по части логики, по той простой причине, что ММКФ никак не Канны. Это все прекрасно понимают и ожидать каких-то значимых перемен в жизни московских лауреатов после вручения статуэток просто наивно. Тем не менее, за последние шесть лет это уже четвертый случай, когда "Золотой Георгий" остаётся в России. И, строго говоря, вариантов тут только два: или российские картины и вправду сильны или же общий уровень конкурса позволяет им таковыми казаться.

При этом важно оговориться, фильм Николая Досталя - по-настоящему качественное хорошо сделанное кино. Но дело тут не столько в фильме-лауреате, сколько в общей картине последних лет. Каждый год (беря, скажем, с 2004-го) в программе был, как минимум, один явный фаворит. По удивительному стечению обстоятельств им никогда не был фильм отечественный, но в итоге всё получалось так, как получалось. В этот раз таковым фаворитом была "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой. Но в очередной раз не срослось. Если так пойдет и дальше, то можно будет и вовсе изъять слово "международный" из названия фестиваля, благополучно превратив ММКФ в киносмотр отечественного кино и только.

На все эти рассуждения есть один контраргумент - так решило Жюри. И это действительно так. Именно поэтому полноценный анализ результатов любого кинофестиваля попросту невозможен. Можно говорить лишь о тенденциях. В случае с ММКФ это - ни один российский фильм без награды не уйдет.

Я не знаю, что именно покажут в телеверсии, но на самой церемонии Никита Сергеевич во всеуслышании заявил, что на закрытии состоится первый публичный показ "Джонни Д." Майкла Манна. Это неправда. Премьера состоялась 18 июня в Чикаго. Но дело, естественно, не в "Джонни Д.". Главная маленькая неправда, о которой постоянно говорит Президент фестиваля, состоит в том, что ММКФ вот-вот ворвется в большую фестивальную тройку (Берлин-Канны-Венеция). На самом деле, есть большая фестивальная тройка и все остальные. Задача ММКФ состоит в том, чтобы стать лидером среди "всех остальных". А для этого нужна внятная и ясная стратегия развития. Хочется верить, что вернувшийся на пост программного директора ММКФ Кирилл Разлогов знает в каком именно направлении нужно двигаться.

Как оказалось, главная песня "Мелодии для шарманки" идеально ложится на события последних часов.

Всем спасибо!

Hosted by uCoz