Village

Посмотрел "Белую ленту" Ханеке. Полтора слова о сюжете: протестантская деревушка на рубеже 1913 и 1914-х годов. Хозяйством заправляет барон и баронесса, за религиозное просвещение отвечает пастор, за здоровье доктор, все остальные - простой деревенский люд, получающий работу у барона. Всё начинается с того, что лошадь доктора спотыкается о натянутую между деревьями леску, в результате чего бедный наездник получает перелом ключицы. Далее в прогнивший пол сарая проваливается старуха и тут же умирает, а чуть позже куда-то пропадает сын барона. Жители взбудоражены. Начинается какое-то подобие расследования, но быстро затихает. Как и в любом другом фильме Ханеке сюжет здесь глубоко вторичен, за тем исключением, что: Первая Мировая уже совсем близко; белая лента - символ чистоты, к коей должны стремиться провинившиеся дети пастора.

Что бросается в глаза с самого начала: это самый длинный по хронометражу (144 минуты) фильм режиссёра; это первый исторический фильм режиссёра; это первый черно-белый фильм режиссёра. В совокупности эти три  элемента порождают закономерный интерес. Всегда любопытно взглянуть на автора, решившего не просто расширить рамки уже обжитой (и самим собою созданной) системы координат, а ступившего на минное поле чего-то абсолютно нового. Главный вопрос заключался в том, как будет (и будет ли она там вообще) выглядеть в историческом контексте фирменная отстраненность австрийца. Надо признать, что выглядит она там отлично. При этом совершенно очевидно, что какие-то "гайки" в собственном отлаженном до последнего чиха механизме Ханеке всё ж таки подкрутил, но какие именно категорически непонятно.

Тема надвигающейся войны и надвигающегося ужаса на примере отдельно взятой деревеньки - один из лейтмотивов картины. Ему, уверен, будет и уже посвящена львинная доля всех материалов. Но центральной темой остаётся любимый мотив режиссёра: социум и насилие. Полудохлая детективная линия фильма изначально даёт надежду на то, что имена виновных будут названы, но для Ханеке это было бы слишком просто. Никаких имён мы, естественно, так и не узнаем. Куда важнее другое: режиссёр показывает нам детей и подростков, будущих родителей героев своих предыдущих лент. Тем самым, замыкая круг и вынося самый грустный и трагичный из всех возможных приговоров: проблема современной Европы кроется отнюдь не в национальном вопросе, внутренней импотенции интеллектуальных кругов и диктате насаждаемого масс-медиа насилия. Корень зла - это милые деревенские ребята, способные на самые жестокие поступки. И никакие белые ленты строгого, но в душе немного наивного пастора не способны изменить такого положения дел. Другими словами, Ханеке подвёл жирную черту под собственным многолетним исследованием темных сторон человеческих душ.

Куда он пойдёт дальше, после такого мощного и монументального высказывания, совершенно непонятно. Ясно только, что он уже в кинематографической Нирване, выше которой ничего и нет. И как-то сразу понимаешь, что с "Золотой Пальмовой Ветвью" даже смешно получилось. В том смысле, что таким картинам никакие призы просто не нужны.

Hosted by uCoz