Самый главный босс

Подошел к концу мой читательский роман с книгой Эрнста Мэзийса "The cinema of David Cronenberg: from baron of blood to cultural hero". Замечательно провели вместе время. Так как книга оказалась не просто хорошей иллюстрацией к творческим свершениям Кроненберга, но глубоким серьёзным исследованием, будем разбираться по пунктам.

Всю фильмографию режиссёра Мэзийс вмещает в десять глав, где в каждой - речь о двух картинах сразу. Исключение - "Автокатастрофа", ей отведена отдельная глава "Шрамы и аварии". В остальном всё выглядит примерно так: Глава "Исследование и эксперимент" ("Стерео" и "Преступления будущего"); глава "Революция и гнев" ("Судороги" и "Бешеная"); глава "Машины и гонки" ("Верная компания" и "Итальянская машина"); глава "Культовый антиквариат" ("Выводок" и "Сканнеры"); глава "Политика и паранойя" ("Видеодром" и "Мертвая зона"); глава "Наука и прогресс" ("Муха" и "Связанные насмерть"); глава "Музы и мачо" ("Обед нагишом" и "М Баттерфляй"); глава "Cues and Clues", тут имеет место непереводимая игра слов, оставлю в оригинале ("Экзистенция" и "Паук"); глава "Дела семейные" ("Оправданная жестокость" и "Порок на экспорт").

Мэзийс соблюдает хронологию, идет по фильмографии от картины к картине, а так как каждая глава должна так или иначе объединять, представленные в ней фильмы, то пару раз это объединение-обобщение носит несколько надуманный характер. Прежде всего это касается главы про "Экзистенцию" и "Паука". Мэзийс там, конечно, из кожи вон лезет, чтобы показать взаимосвязь, но, Эрнст, побойтесь бога! Зато подробнейшим образом освещается влияние беккетовской прозы на Крона во время съёмок "Паука", и вот это очень точно и тонко подмечено.

В каждой главе полностью пересказывается сюжет (ест-нно подразумевается, что читатели видели все фильмы), а далее начинается анализ во всех возможных контекстах и смыслах: художественный, социальный, политический и т.д. Отрадно, что Мэзийс умышленно избегает разного рода биографических ноток, а говорит исключительно о творчестве, без раскачек (из серии "родился, крестился, женился"), сразу с места в карьер. Книга называется "From baron of blood to cultural hero", поэтому основное внимание уделено этому занятнейшему генезису: от признанного мастера жанра horror до живого символа авторского кинематографа. Мэзийс отчетливо проговаривает то, о чем мы и так давно подозревали - несмотря на кассовый успех "Мухи" и ряд номинаций на "Оскар" и "Золотой Глобус" (не лично Дэвиду, а его фильмам) в Голливуде Кроненберг так и остался чужаком, что его, правда, совсем не смущает. Зато - любимец Европы и кино-икона в Канаде.

Из любопытного: оказывается Кроненберг очень долго разрабатывал "Вспомнить всё", а когда до съёмок уже всего-ничего оставалось его развернули и отдали на откуп Верхувену.

Больше всего понравилась глава про "Автокатастрофу". Мэзийс там расписывает хронологию всех эротических сцен и сцен с авариями. Получается шесть аварий на четырнадцать половых актов. И косвенно доказывает мою старую теорию о том, что фильм этот не столько о физиологии, сколько о психологии, тотальной обреченности, экзистенциальном тупике и т.д. Ну и сам по себе это жест, тут завидное мужество надо иметь, чтобы ТАК экранизировать Балларда.

Словом, полезное чтение. Сомневаюсь, что это когда-нибудь переведут на русский, а на Амазоне заказать можно.

Hosted by uCoz